Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внешнеэкономическая политика страны представляет собой целенаправленную деятельность
государства, направленную на формирование и использование этих связей для развития своего
финансово-экономического, политического, а также социального потенциала через активное участие
в мировом сообществе.
Актуальность темы заключается в том, что внешнеэкономическая политика государства направлена
на создание и реализацию таких финансовых условий, которые бы обеспечили экономическое
развитие страны и общий уровень общественного благоденствия. Реализуется внешнеэкономическая
политика через торговые, инвестиционные, валютные и таможенные отношения с другими странами.
Регион АТР является для России достаточно привлекательным в экономическом плане.
1.Теоретические аспекты и задачи внешнеэкономической политики страны
1.1.Сущность и содержание внешнеэкономической политики государства
2
Международные связи формируются и реализуются под действием различных факторов. Что
касается внешнеэкономических связей между странами, то такие факторы могут иметь
экономический и организационно-распорядительный характер.
Экономические (в части реализации финансовой политики государства) факторы влияют на
экономические и финансовые интересы каждой страны-участницы данных взаимосвязей. К ним
относят факторы спроса и предложения; соотношения мировых и внутренних цен, тарифа, курса
валюты, процентной ставки; уровня производственного развития страны; экономических стимулов и
финансовых планов и др.
Организационно-распорядительные факторы напрямую воздействуют на формирование и развитие
внешнеэкономических связей государства посредством различных директивных актов, например,
квотирования и лицензирования; таможенных режимов; таможенного оформления товаров;
валютного контроля и др.
Активное регулирование страной своих внешнеэкономических связей является основной задачей
реализации государственной внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика страны представляет собой целенаправленную деятельность
государства, направленную на формирование и использование этих связей для развития своего
финансово-экономического, политического, а также социального потенциала через активное участие
в мировом сообществе [2, c.38].
Внешнеэкономическая политика государства основана на следующих принципах:
- принцип перехода страны к постоянным внешнеэкономическим связям;
- принцип ориентации внешнеэкономической политики на долгосрочную перспективу;
- принцип защиты национального рынка и стимулирования финансово-экономического развития;
- принцип разделения функций реализации внешнеэкономической политики внутри страны.
Внешнеэкономическая политика касается временного и пространственного аспекта.
1.2.Азиатско-тихоокеанский регион: рынок, развитие, история сотрудничества с Россией
Тихоокеанский регион является крупнейшим рынком мира, и потенциал его далеко не исчерпан.
Более того, по прогнозам передовых специалистов, в дальнейшем доля этого региона в мировом
рынке будет только расширяться. Традиционно странами, которые включаются в данный регион,
считаются государства, расположенные на берегах Тихого океана, а также Монголия и Лаос.
Весь Азиатско-Тихоокеанский регион можно условно разделить на 4 района, которые соответствуют
частям света, где расположены государства, входящие в неё: североамериканский,
южноамериканский, океанийский и азиатский. Кроме того, азиатский район условно делится на два
подрайона: это Северная Азия и Юго-Восточная Азия.
Россия впервые вышла на берег Тихого океана в XVII веке. С этих пор интересы данного государства
неразрывно связаны с регионом. Уже в 1689 году был подписан Нерчинский договор – первый
3
официальный документ между Россией и Китаем, в котором обозначено разграничение зон влияния
этих стран в регионе.
На протяжении следующих веков Российская империя расширяла зону своего влияния на Дальнем
Востоке, что позволяет называть современную Российскую Федерацию безусловной частью АзиатскоТихоокеанского региона. Государственные образования на западном побережье Американского
континента, которое, как это ни парадоксально, является восточной частью АТР, появились гораздо
позже, чем в Азии. Образование перуанского «королевства» Куско, из которого в XV веке возникла
знаменитая империя инков, относится к 1197 году нашей эры. Империя ацтеков в Мексике возникла
ещё позже.
2.Анализ возможностей выхода России на рынки Азиатско-тихоокеанского региона
2.1.Анализ внешнеэкономической стратегии РФ на период до 2020 года
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года основывается на следующих
положениях [21]:
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года;
• Концепция внешней политики России;
• Основные направления деятельности Правительства РФ;
• долгосрочные стратегии и программы развития отдельных отраслей и регионов;
• нормативные правовые акты Правительства РФ.
Необходимость принятия данной стратегии была вызвана тем, что в долгосрочном периоде в
области внешнеэкономических связей Российской Федерации формируется качественно новая
ситуация по сравнению с предыдущим периодом. В связи с появлением разных внутренних и
внешних факторов (экономическое состояние мира) важное значение приобретает вопрос
улучшения финансового положения страны с помощью мирохозяйственных связей.
Проанализируем внешнеэкономическую стратегию России исходя из основных аспектов финансового
межгосударственного взаимодействия за последние годы.
Одной из наиболее узких мест экономической системы современной России в условиях давления
экономических санкций и необходимости формирования стратегии импортозамещения является
внешняя торговля. В связи с тем, что страна имеет мощный внешнеэкономический потенциал,
успешные связи с другими странами, а также огромные запасы полезных ископаемых, на
протяжении долгих лет, Россия показывала положительные результаты своей внешнеэкономической
деятельности (не считая кризисных явлений 2008 года и т.п.). Однако в настоящее время России
приходиться бороться с рядом неопределенностей, несущих угрозу национальной экономики.
Развитие внешней торговли является важнейшей частью обеспечения финансового стабильности и
безопасности страны на современном этапе.
В первом полугодии 2017 года внешнеторговый оборот продолжил расти. За шесть месяцев он
достиг $270,4 млрд. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и увеличился на 28,1%
4
[17]. Положительные тренды во внешней торговле, которые начались со второй половины 2016 года,
продолжились. Решающим фактором при этом стал рост цен на нефть после достижения
договоренностей странами ОПЕК о снижении темпов добычи черного золота. В результате с осени
цены на нефть перешли к росту и в феврале 2017 года достигли максимальной отметки – баррель
нефти марки Brent превысил отметку в $56,1 за баррель. В мае нефтедобытчики продлили
Соглашение еще на 9 месяцев – до конца марта 2018 года, – что, по прогнозам многих экспертов,
будет оказывать поддержку ценам на нефть до конца года. При этом объем сокращений остался на
уровне в 1,8 млн. баррелей в сутки. По мнению стран картеля, это позволит убрать излишки
предложения с рынка и не давать ценам снижаться.
2.2.Анализ выхода российских компаний в АТР и перспективы дальнейшего сотрудничества
В последние годы российские власти уделяют большое внимание развитию именно азиатского
направления своей внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии.
Основной сотрудничество между РФ и странами АТР связано с нефте- и газовой промышленностью.
Так, Азиатско-Тихоокеанский регион остается важным направлением поставок СПГ из торгового
портфеля Группы «Газпром».
"Газпром" заинтересован в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере
поставок нефти, нефтепереработки и электроэнергетики.
Энергетика признана ключевой составляющей региональных экономик стран АТЭС. Подчеркивается
возрастающая роль природного газа и важность создания надежной энергетической
инфраструктуры.
Участие в региональных интеграционных процессах АТЭС обеспечит динамичное развитие Сибири и
Дальнего Востока. "Газпром" последовательно реализует Восточную газовую программу в этом
регионе и заинтересован в развитии долгосрочных взаимоотношений как в области трубопроводного
газа, так и СПГ. Для "Газпрома" также представляют интерес такие области сотрудничества как
поставка нефти, нефтепереработка и электроэнергетика.
"Газпром" и вьетнамские компании сотрудничают в области разведки и добычи углеводородов,
поставок во Вьетнам СПГ, нефтепереработки, а также развития рынка газомоторного топлива
республики. Dung Quat — единственный НПЗ во Вьетнаме, мощность завода — 6,5 миллиона тонн в
год.
Ожидается, что в будущем объемы потребления СПГ в АТР продолжат расти. Дальнейшее
наращивание объемов поставок СПГ в страны АТР (в том числе за счет реализации собственных
проектов СПГ в регионе) является одним из приоритетов Группы «Газпром».
В течение этих лет «Газпром» сохранит лидирующие позиции на рынках Японии, Китая и Южной
Кореи. По словам Медведева, в дальнейшем компания планирует также выйти на рынки Таиланда и
Северной Кореи. Интересы "Газпрома" на Дальнем востоке связаны не только с транспортировкой и
продажей газа, но и касаются вопросов производства и продажи СПГ.
В настоящее время Россия наращивает экспорт сжиженного природного газа на рынки АзиатскоТихоокеанского региона. Соответствующий совокупный показатель увеличился по итогам 2017 года
5
на 5,3% и достиг уровня в 15,48 млрд. кубометров в пересчёте на объемы природного газа. В
частности, России принадлежит 10% японского рынка СПГ, на котором с ней конкурируют такие
ведущие мировые экспортёры этого сырья, как Катар, ОАЭ, Австралия, Малайзия.
Заключение
Активное регулирование страной своих внешнеэкономических связей является основной задачей
реализации государственной внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика государства основана на следующих принципах:
- принцип перехода страны к постоянным внешнеэкономическим связям;
- принцип ориентации внешнеэкономической политики на долгосрочную перспективу;
- принцип защиты национального рынка и стимулирования финансово-экономического развития;
- принцип разделения функций реализации внешнеэкономической политики внутри страны.
Таким образом, внешнеэкономическая политика государства направлена на создание и реализацию
таких финансовых условий, которые бы обеспечили экономическое развитие страны и общий
уровень общественного благоденствия. Реализуется внешнеэкономическая политика через торговые,
инвестиционные, валютные и таможенные отношения с другими странами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2016. – 491 с.
2. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Кнорус,
2017. – 602 с.
3. Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bibliotekar.ru/biznes-18/
4. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Юрайт, 2016. – 283 с.
5. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ
Инфра-М, 2017. – 447 с.
6. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.:
Дашков и К, 2016. – 503 с.
7. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. – М.: Кнорус,
2015. – 237 с.
8. Торкунов А.В. История международных отношений. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 552 с.
9. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М: Аспект-Пресс, 2016. – 268 с.
10. Федякина Л.Н. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/
6
11. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.:
НИЦ Инфра-М, 2017. – 558 с.
12. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. – М.: Юрайт, 2014. – 567 с.
13. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
14. Цыганов П.А. Международные отношения и мировая политика. – М.: Юрайт, 2016. – 462 с.
15. Чеботарев Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.:
Дашков и К, 2016. – 421 с.
16. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/
17. Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru
18. Международный валютный фонд. URL: imf.org
19. Всемирная торговая организация. URL: wto.org
20. Конференция ООН по торговле и развитию. URL: unctad.org
21. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/
22. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/